Контактная информация
Москва, Кузнецкий Мост, 11,
Московский Дом Художника

ВИДЕТЬ, СЛЫШАТЬ И УРАЗУМЕТЬ

Когда в прошлом году мы провели выставку «Монументальное искусство в Церкви», то увидели, какой огромный интерес она вызвала. Фестиваль современного церковного искусства «Видеть и слышать» родился как продолжение диалога между художниками и церковной общественностью, который начался на площадке этой выставки.
Наш фестиваль проходит при поддержке Московского союза художников и Российской академии художеств. Мы — его организаторы и участники — профессиональные художники, творческие люди, которые работают в смысловом пространстве Церкви.

Сегодня нас волнуют вопросы, возникающие в процессе общения и взаимодействия с ктиторами, клириками, прихожанами — всеми лицами, которые вовлечены в процесс создания церковной культуры. Вопросы отношения личного творческого начала художника и церковной изобразительной традиции. Вопросы стиля как языка сакрального искусства. Почему сегодня такое огромное количество стилей из разных исторических национальных эпох христианского искусства используется современными художниками? Не является ли эта стилевая коллажность признаком постмодернистской деконструкции? Насколько сегодня художники, клирики и прихожане понимают символический язык изобразительного искусства Церкви? То есть не просто узнают изображение, образы, но и понимают, в каком смысловом контексте они находятся в храмовом пространстве, могут пользоваться росписью как текстом для понимания Священного Писания?

Для ответа на эти вопросы мы создали наш проект — фестиваль современного церковного искусства «Видеть и слышать», который показывает разнообразие современного церковного искусства, достойный уровень, достигнутый многими нашими современными иконописцами. На фестивале представлены разные работы. Некоторые вызывают восхищение, некоторые — споры и, возможно, отторжение. Но все они — часть нашей современной церковной культуры.

Наше церковное сообщество состоит из очень разных людей: клириков, мирян, художников, ктиторов, людей разных слоев, разных поколений, разных вкусов, разного образования. Отчасти этим обусловлена такая пестрота современного церковного искусства. Но только ли этим?

Для объединения всех на одной культурной информационной площадке и создается наш фестиваль «Видеть и слышать». Почему мы назвали его именно так? Для нас важными являются слова из Евангелия от Матфея: «И, приступив, ученики сказали Ему: для чего притчами говоришь им? Он сказал им в ответ: для того, что вам дано знать тайны Царствия Небесного, а им не дано, ибо кто имеет, тому дано будет и приумножится, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет; потому говорю им притчами, что они, видя не видят и, слыша — не слышат, и не разумеют» (Мф. 13:10−13). Поэтому название нашего фестиваля — «Видеть и слышать».

Что для нас важно в этих строках? Во-первых, здесь говорится о символическом характере языка Божественного откровения — Христос говорил притчами. Здесь также говорится о важности того, в какую почву попадает Слово Божие: уразумение текста зависит от адресата: слушателя, зрителя, читателя. Здесь также говорится о том, что Слово Божие о Царствии небесном не понимается простым умом, а только уразумевается сердцем, «ибо огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами, и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф. 13, 15).

Поэтому, когда мы сегодня говорим о церковном искусстве, мы подразумеваем некий механизм передачи Священного Писания через культуру, через каноны Церкви, через личный духовный опыт художника — через его личный опыт постижения красоты Божественное откровение передается от сердца к сердцу. И понимание, и уразумение Священного Писания возникает через любовь, рожденную внутри церковной культуры. Именно в этом отличие подлинного церковного искусства от культурного контента, создаваемого искусственным интеллектом. Именно в этом основное отличие подлинного церковного искусства от иронии постмодернизма.

Поэтому в церковном искусстве обычная герменевтическая формула «адресант — сообщение — адресат» расширяется. Истинным адресантом является Господь, а не художник, как в светском искусстве. Господь — Сеятель — через откровение, и — шире — через Священное Предание обращается к нам. Художник в Церкви является неким посредником, орудием посева, инструментом, которым взрыхляется почва и создается добрая земля.

На площадке кроме выставки мы будем проводить концерты лучших хоровых коллективов, организуем круглые столы и обсуждение важных вопросов современного церковного искусства, экскурсионный отдел и лекторий для того, чтобы посетители выставки смогли понять и разобраться в символическом языке церковного искусства.

Мы создаем фильмы о церковном искусстве прошлого и показываем фильмы о современных художниках. Мы хотим создать фестиваль как лабораторию, где будет формироваться среда людей и смыслов, объединенных православной культурой.

Наш проект рассчитан на годы. Важное значение фестиваль имеет и как для формирования горизонтальных связей понимания между участниками этого культурного пространства, так и в понимании всеми этими участниками тех смыслов, что даны нам в Священном Предании Церкви.

Существует много прикладных вопросов, связанных с нашей практикой работы в церковном искусств. Это вопросы, связанные с текстами в самих росписях: насколько важно, чтобы зритель мог их прочесть? Какой шрифт, какое правописание лучше использовать? Насколько важно зрителю — адресату — считывать, знать, понимать протографическую основу живописных образов, разбираться в символике иконографии. Какие акценты и принципы использовать для составления житийных циклов? Как писать новомучеников? В какой одежде? Как соединить стиль архитектуры храма и его роспись? Как относиться к современной тенденции понижения алтарной преграды?

Мы не ждем быстрых ответов и общецерковного согласия по этим вопросам. Задача видится шире. Читая слова Христа из той же главы Евангелия от Матфея: «Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен так, что иной приносит плод во сто крат» (Мф. 13, 23). Мы надеемся, что наш фестиваль станет одним из инструментов, с помощью которого каменистые места будут превращаться в добрую землю.

Дмитрий ТРОФИМОВ,
генеральный продюсер фестиваля «Видеть и слышать»,
художественный руководитель мастерской «Царьград»



Фестиваль современного церковного искусства «Видеть и слышать» пройдет в Московском Доме художника с 27 октября по 4 ноября по адресу: Москва, Кузнецкий мост, 11. Время работы: с 12.00 до 21.00. Вход на все мероприятия фестиваля свободный.
Проект реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, Московского союза художников и Российской академии художеств.