Контактная информация
Москва, Кузнецкий Мост, 11,
Московский Дом Художника

Состоялся пресс-тур для журналистов по храмам Москвы в рамках фестиваля «Видеть и слышать»

Первым храмом, который посетили журналисты, стал храм во имя иконы Божией Матери «Знамение» на Шереметьевом дворе (Романов переулок, 4). Искусствовед Татьяна Маефф провела экскурсию по храму, во время которой рассказала об архитектурных особенностях «нарышкинского стиля» и истории возникновения храма и близлежащего двора как территории особой государственной важности. Журналисты познакомились с историческими вехами Нарышкинского двора: узнали про опричный двор Иоанна Грозного, его обитателей, постройки и первый храм свв. Петра и Павла.

В эпоху Романовых у места был новый хозяин – Иван Никитич Романов, он начинает строительство храма в честь иконы «Знамение» в 1625 г. Журналистам рассказали про происхождение и иконографию этого образа и его значении в качестве градоохранной иконы, а также о связи с надвратым образом Смоленского Спаса и святыми угодниками Земли Русской прп. Сергием Радонежским и прп. Варлаамом Хутынским.

После воцарения Михаила Фёдоровича в 1613 г. образ «Знамение» стал покровителем рода Романовых. А Шереметьев двор стал государевым двором царя Алексея Михайловича, здесь появилась Оружейная палата.

Выбор стилистики Симона Ушакова для написания икон храма «Знамения» мастерской «Царьград» обусловлен историческим местом возникновения иконописной школы Оружейной палаты в данном месте.

Следующая эпоха в жизни храма — эпоха Нарышкиных. Лев Кириллович Нарышкин строит новый храм в новом уникальном стиле. Конструкция «Иже под колоколы», четверик и три последовательных восьмирика, красный кирпич и богатый белый декор, легкость и изящество — характерные особенности нового стиля «нарышкинское барокко». Автор – крепостной зодчий – самоучка Яков Бухвостов (период 80-90-е годы 17 века).

Новая веха — эпоха Шереметьевых. Граф Николай Шереметьев, новый владелец двора и храма, меценат и любитель изящных искусств, поддерживает и реставрирует храм. Все потомки рода Шереметьева бережно относились и вкладывали значительные суммы в благоукрашение домового храма вплоть до революции 1917 г. Журналисты увидели одну из святынь храма – воздух (плат), принадлежавший прп. Серафиму Саровскому, переданный храму в 19 веке Анной Шереметьевой.

В советскую эпоху на территории Шереметьева двора открылась спецстоловая и кремлёвская больница для участников гражданской войны и жертв царского режима. В 1930-м году храм был закрыт, репрессиям подвергся настоятель храма Владимир Криволуцкий, который успел спрятать и сохранить святыню храма – икону «Знамение» 18 века у своих родственников. Передача иконы РПЦ состоялась в 2012 г. Варварское использование храма в качестве кухни и столовой продолжалось до 2006 г.

Новая жизнь храма и реставрационные работы начались с 2007 г. при участии мастерской «Царьград»: были проведены росписи алтаря, купола и орнаменты в основном объёме храма, написаны иконы в киоты и иконостас храма. Стилистика росписей: за образец был взят храм того же периода и стиля – Церковь Покрова в Филях. В куполе - композиция Христос Пантократор, окруженный херувимами и архангелами. Белый фон и светлые орнаменты подчёркивают блеск золотого барочного иконостаса, иконы для которого писались, опираясь на лучшие образцы мастеров Оружейной палаты. Святыня храма - икона «Знамение» была оформлена в золотую раму, на полях которой мастера «Царьграда» изобразили ветхозаветных пророков, пророчащих о Деве Марии.

Следующим храмом стал храм в честь Смоленской иконы Божией Матери в Фили – Давыдково (Давыдковская ул. 14).

Храм построен по программе «200 храмов» для спальных районов Москвы. Под эгидой МЧС. До строительства каменного храма на этом месте была возведена деревянная церковь в честь Боголюбской иконы Божией Матери. Сейчас в её честь освящён нижний храм. Строительство храма завершилось к началу 2023 г., освящение состоялось в марте 2023 г.

Стилистические особенности архитектуры – за основу взят выдающийся памятник новгородского зодчества 14 века храм св. Фёдора Стратилата на Ручью. Храм однокупольный, купол синий и украшен золотыми звёздами, что говорит о Богородичном посвящении. Особенности посвящения храма и иконография росписей Храма.

Выбор посвящения храма связан с исторической близостью к с. Фили, где состоялся «Совет в Филях» 1812 года, Смоленскому тракту, по которому сначала отступали русские войска в 1812г., а затем бежал Наполеон с остатками своей армии. Во время Великой Отечественной Войны, повторяя события 1812 года, по Смоленскому тракту сначала отступала Красная армия, а в 1943г. отступали немецкие войска. В связи с этим в системе росписей Храма много новой иконографии, посвященной русскому воинству. В частности, молебен перед иконой Смоленской Божией Матери с участием полководца Кутузова перед Бородинским сражением. Осмотр росписей верхнего и нижнего храмов, крестильни. Поскольку Храм имеет Богородичное посвящение в росписях много композиций, связанных с чудесными спасениями от неприятеля, произошедших от икон Божией Матери. Осмотр иконостасов верхнего и нижнего храмов, настенных икон. Стилистические и художественные особенности икон иконостасов, написанных в мастерской «Царьград». Обилие декоративного орнамента, цветовая гамма, стиль композиций и пластика фигур близится к образцам конца 17 века, что гармонично смотрится с богато украшенным резьбой золоченым барочным иконостасом. Осмотр уникальной настенной иконы, выполненной в мастерской «Царьград» - «Собор Новомучеников московских», в которой собраны святые мученики, пострадавшие за Веру в годы революционной смуты: царственные страстотерпцы, патриарх Тихон, преподобномученица Елизавета Романова, преподобномученица Варвара, митрополит Пётр (Полянский), священномученик Илларион (Троицкий), священномученик Серафим (Чичагов), священномученик Сергий (Мечев), священномученик Александр (Хотовицкий). Все святые изображены в тех одеждах, что носились ими при жизни; при работе над иконой использовались архивные фотографии. Стилистика и цветовая гамма иконы исполнена в соответствии с гаммой старинной иконы 17 века, пожертвованной храму, с собором святых покровителей царской семьи.

Затем журналисты отправились в храм Троицы Живоначальной на Шаболовке (ул. Шаболовка, 21). Здесь они познакомились с архитектурными особенностями и историей возникновения храма. Текущий вид после перестроек храм приобрёл в 80 – 90 х годах 19 века. Три архитектора создавали храм, в котором соединились два архитектурных стиля: трапезная и колокольня в стиле классицизма, а основой объём храма в неорусском. Особенности стиля историзм (эклектика), он же неорусский – опора на традиции, поиск русских корней.

В основном объёме храма — гармоничное сочетание элементов характерных для «русского узорочья», стиля, типичного для посадских построек 17 века: арочные окошки с колоннами, перспективные порталы, ряды кокошников, шатровый глухой купол с маленькой главкой. Бытование храма в советские годы в качестве клуба шпульно-катушечной фабрики обусловило полное уничтожение церковного интерьера.

Задачей мастерской «Царьград» при создании системы росписей был выбор художественного языка, гармонично сочетающегося с архитектурой в стиле эклектика; выбор иконографических композиций. Были исполнены росписи приделов в честь Покрова Пресвятой Богородицы и Святителя Николая Мирликийского.

Для росписей Храма мастерской «Царьград» был выбран неовизантийский стиль. Композиции выполнены на золотых фонах, в сдержанной цветовой палитре, с обилием светлого пространства, легких архитектурных элементов, стилизованных горок и позёма. Большое внимание уделялось текстовым блокам. Задача ставилась и художественная, и просветительская: при сохранении декоративности, сделать шрифт максимально понятным и читаемым для широкого круга посетителей храма. Для придела святителя Николая были разработаны редко встречающиеся в традиционной иконографии сюжеты: «Заушение Ария», «Явление святителя Николая во сне императору Константину», «Спасение от утопления патриарха Афанасия», а также сюжет, посвящённый Первому Вселенскому Собору в Никее в 325 г., на котором в ходе острых дискуссий о Святой Троице святителю Николаю пришлось наказать Ария за антитринитарную ересь. Все композиции связаны смыслово и с посвящением придела, и с посвящением самого Собора.

Затем участники пресс-тура посетили храм Ризоположения на Донской (ул. Донская, д. 20/6). Журналистам рассказали об история заложения храма и уникальности праздника Ризоположения Господня и его иконографии на Руси. Храм был воздвигнут на месте вручения ларца с частью Риз Господних персидским посольством патриарху Филарету и царю Михаилу Фёдоровичу.

Журналистам рассказали об особенностях Храма, построенного в 1701 г. в стиле «нарышкинского барокко»; о его отличиях от ранее осмотренного храма «Знамение» в пропорциях и конструкции, удлиненность четверика, наличие аттика с орнаментом в виде раковин.

Храм Ризоположения имеет уникальный интерьер в стилистике 18 века, сохранившийся до наших дней в связи с редким случаем непрерывной работы храма в советский период. Журналисты осмотрели богато украшенный деревянной резьбой иконостас 18 века и иконостасы боковых приделов архитектора Коминского 19 века, выполненные в той же стилистике, что и центральный, а также настенную роспись 19 века, и побеседовали со священником храма о. Георгием. Он рассказал про особенности храма: в петровский период каменная застройка в Москве была запрещена указом царя, но несмотря на это храм был воздвигнут на пожертвования горожан; в создании храма принимали участие сын Петра Первого, царевич Алексей и первая супруга царица Евдокия Лопухина, в знак этого крест на храме был увенчан короной – венцом. Во время наполеоновского нашествия храм не был разорён, французские солдаты не смогла взломать железные двери, существующие до сих пор, ведущие в храм. Отец Георгий показал участникам пресс-тура крестильню Храма, расписанную мастерской «Царьград» в 2012 г.

Потолок крестильни разбит на 4 части, в которых размещаются сюжеты евангельского цикла, подобранные с целью отразить назначение помещения – рождение в жизнь вечную. Это сюжеты праздников: Сретение Господне, Крещение Господне, Сошествие Святого Духа и Господь Вседержитель с предстоящими равноапостольными святыми. Крестильня украшена фризом с медальонами с изображениями святых, среди которых есть те, кто связан с историей Храма: священномученик Александр Хотовицкий, просветитель и миссионер в Северной Америке и Финляндии, а в 30е гг. настоятель Храма Ризоположения, ближайший соратник патриарха Тихона, расстрелянный в 1937 г. по обвинению в антисоветской деятельности, святитель Тихон, патриарх Московский и всея Руси, преподобномученик Алексий (Гаврин), духовное чадо отца Александра Хотовицкого, расстрелянный в 1937 г. по обвинению в антисоветской деятельности, мученик Иоанн Емельянов, прихожанин Храма, расстрелянный в 1937 г. по обвинению в антисоветской деятельности.

Стилистика росписей выполнена в неовизантийском стиле, нижняя часть стен крестильни украшена имитацией мрамора и мозаичной кладки по византийским образцам, а также золотые фоны композиций, нарядный и благородный орнамент, общая колористика крестильни — все это создаёт приподнятое настроение и радостное предвкушение торжественного события у всех участников Таинства Крещения.

Заключительным пунктом пресс-тура стал храм Покрова Пресвятой Богородицы (Литовский бул., 7). Он воздвигнут в память всех воинов, погибших в конфликтах и войнах 20-21 веков. Храм – мемориал для родственников погибших, освященный в честь Покрова Пресвятой Богородицы, Покровительницы и Заступницы Земли Русской. Строительство и благоустройство храма велось в 2008 -2015 гг. Сбор пожертвований осуществлялся по традиции «на кирпичек» - имя благотворителя надписывалось на кирпиче, идущим на строительство стены. На территории размещены символические объекты: парадная лестница к Храму из 33 ступеней по числу лет жизни Спасителя, Гефсиманский сад с часовней в честь Моления о Чаше Господа Иисуса Христа, колодец Самарянки, символические растения со Святой Земли, врезные поминальные каменные кресты в стенах Храма, посвященные героям, павшим в великих битвах и войнах в истории России и великим полководцам.

В нижнем храме Архангела Михаила пребывает единственная в мире уникальная пространственная икона «Икона Святой Земли». В нишах храма построены точные копии Святынь: Вифлеемская Звезда (место рождения Спасителя в Вифлееме), Голгофа (камень в скале, в которой был установлен Крест), Кувуклия Гроба Господня, Усыпальница Богородицы, Камень помазания. Все копии сделаны из тех же материалов, что и оригиналы, привезенных со Святой земли.

Журналисты пообщались с настоятелем храма отцом Мельхиседеком. ОН рассказал об эстетической, богословской и просветительской задаче благоукрашения храма – создать точные копии святынь Святой Земли и мозаик лучших храмов Византийской империи, для возможности прихожан ознакомиться с ними, не покидая приделов Москвы. Осмотрели мини-музей Храма с археологическими находками — предметами быта 1 века нашей эры, подобно которым могли пользоваться участники евангельских событий. Во время экскурсии по верхнему храму участники пресс-тура осмотрели мозаичные композиции, созданные по лучшим образцам греко – византийской культуры: Сицилийских храмов в Чифалу, базилик Ровенны, монастыря Хоры в Константинполе. Общая площадь мозаик 2500 кв м.

Затем журналисты посетили мастерскую «Царьград», в которой художники работают над созданием образов на иконных досках и холстах. Участники пресс-тура познакомились с подготовительным этапом работы с образом, проектированием и созданием эскизов предметов искусства, с материалами, используемыми в работе: узнали, что это натуральные пигменты, яичная эмульсия и её секретная рецептура, золото, лаки, увидели особенности работы иконописца: молитвенное настроение и погружение в материал, опора на хорошие образцы, насмотренность, регулярное посещение музеев и выставок, создание и пополнение библиотеки изображений, взаимовыручка и помощь друг другу всех членов артели, отношение к своему труду как к Служению Господу.